ЭЦП

Электронная цифровая подпись нужна предпринимателям, чтобы сдавать отчётность в налоговую по интернету. Пригодится она, если активно пользуетесь электронными сервисами, а также для подписи юридически значимых электронных документов.

Выдают ЭЦП аккредитованные центры сертификации ключей (далее — АЦСК). В Украине их больше десятка. Мы рассмотрели те, которые давно работают на рынке, поддерживаются сервисами предоставления электронных госуслуг и онлайн-сервисами по сдаче отчётности, в том числе нашими — «Смарт Бухгалтерия» и «Смарт Отчётность».

Документы для получения ЭЦП

Стандартно для получения электронной цифровой подписи АЦСК просят предпринимателя предоставить:

  • заполненное от руки в двух экземплярах регистрационное заявление;
  • копии страниц паспорта, удостоверенные подписью владельца (1−6-я и страница со штампом регистрации места проживания);
  • копию РНУКПН (ИНН) с подписью владельца (если не получали по религиозным убеждениям, достаточно копии страниц паспорта с отметкой об этом).

Также просят оригинал или нотариально заверенную копию документа о госрегистрации предпринимателя. И это несмотря на то, что сейчас Госреестр юрлиц и ФЛП находится в открытом доступе, а те, кто регистрировался в этом году, такого документа вообще не получали.

При себе также надо иметь паспорт, его нужно предъявить для удостоверения личности.

В статье «Получение ключа электронной цифровой подписи» мы подробно описали процедуру получения ключа ЭЦП в АЦСК налоговой, рассказали, какие документы надо подготовить и как их заполнять. В ней вы также можете скачать бланки заявлений по получении ЭЦП.

Процедура получения

Дистанционно получить ключ в большинстве случаев нельзя — нужно идти в АЦСК лично или отправить представителя.

Предварительно с помощью программы «Користувач ЦСК-1» можно сгенерировать ключи электронной цифровой подписи и электронный запрос на формирование сертификата. Записать на флешку или диск и уже с ними отправиться в АЦСК. По ссылке — видеоинструкция по работе с программой, подготовленная налоговой.

Эту же процедуру можно проделать в офисе АЦСК при помощи сотрудника центра. Сертификат сбросят на ваш носитель, также вы можете скачать его на сайте АЦСК (если в заявлении согласились, чтобы его там разместили).

Обратите внимание, если забудете пароль к ключу ЭЦП, восстановить его будет невозможно и придётся получать новый ключ.

Далее, чтобы подавать электронную отчётность надо заключить договор о признании электронных документов с налоговой. Это можно сделать в нашем сервисе «Смарт Бухгалтерия».

Ниже — список АЦСК, где можно получить ключ электронной подписи, выбирайте.

АЦСК ГФС

Стоимость: бесплатно, срок действия — 2 года.

Где выдают: адреса налоговых, где можно получить ключ ЭЦП.

Сейчас получить ключи ЭЦП налоговой можно только в областных центрах и лишь в некоторых городах областного подчинения. Остальные пункты закрыты из-за сокращения штата информдепартамента ГФС.

Национальные информационные системы

Стоимость: одинакова для ФЛП и юрлиц — 96 гривен сертификат со сроком действия на два года, 48 гривен — на один год.

Оплата: услугу надо оплатить до похода в АЦСК онлайн или через кассу банка. Счёт предварительно запросить на сайте. Если отправляетесь в АЦСК в день оплаты, помимо пакета документов лучше при себе иметь документ, подтверждающий оплату.

Где выдают: офисы АЦСК органов юстиции есть во всех областных центрах Украины.

MASTERKEY

Стоимость: пакет «Базовый» — 178 гривен. За услуги по восстановлению усиленного сертификата открытого ключа, изменению реквизитов и пр. надо платить дополнительно.

Оплата: услугу надо оплатить предварительно, до похода в АЦСК. Счёт можно запросить на сайте, заполнив данные ФЛП.

Где выдают: пункты регистрации в городах Украины. Записаться можно через электронную очередь.

Если у вас есть действующий сертификат ЭЦП, оформленный в MASTERKEY, новый можно получить удалённо, не посещая офис АЦСК.

Ключевые системы

Стоимость: для ФЛП 132 гривны в год (пакет «Лёгкий»), для юрлиц — 161 гривна (пакет «Стандартный»). Срок действия — 1 год. При повторном формировании сертификата ключа можете рассчитывать на скидку в 50%.

Оплата: предварительно до похода в АЦСК, счёт можно запросить по телефону в том представительстве, куда планируете обратиться.

Где выдают: представительства есть во всех областных центрах.

Другие АЦСК

ПриватБанк бесплатно выдаёт ключи ЭЦП своим клиентам — пользователям «Приват24 для бизнеса». Но пока их мало где поддерживают.

Ключи ЭЦП, которые выдаёт АЦСК «Украина» (M.E.Doc) также поддерживает ограниченное количество сервисов. Стоимость оформления для предпринимателя на два года — 112 гривен, на год — 74 гривны. Для юрлиц — 175 гривен (срок действия ключа 2 года), 116 гривен — на год.

Безопасность

При использовании ЭЦП проявите максимальную бдительность в вопросах безопасности. Желательно не передавать ключ третьим лицам, ведь сделав это один раз, вы теряете контроль над его распространением. Если отчётность за вас подаёт бухгалтер, это должен быть человек, которому вы доверяете.

А при подозрении в краже, свяжитесь со своим АЦСК и заблокируйте ключ. Мы описали эту процедуру блокировки и отмены ключа в АЦСК ГФС.

Не рекомендуется использовать ЭЦП на чужих компьютерах, особенно, если на них не установлена антивирусная программа, т.к. вирусы могут похитить данные вашего ключа.