ЭЦП

Электронная цифровая подпись нужна предпринимателям, чтобы сдавать отчётность в налоговую по интернету. Пригодится она, если активно пользуетесь электронными сервисами, а также для подписи юридически значимых электронных документов.

Выдают ЭЦП аккредитованные центры сертификации ключей (далее — АЦСК). Их больше десятка. Мы рассмотрели те, которые давно работают на рынке, поддерживаются сервисами предоставления электронных госуслуг и онлайн-сервисами для бизнеса, в том числе нашими — «Смарт Бухгалтерия» и «Смарт Отчётность».

Документы для получения ЭЦП

Стандартно для получения электронной цифровой подписи АЦСК просят предпринимателя предоставить:

  • заполненное от руки в двух экземплярах регистрационное заявление;
  • копии страниц паспорта, удостоверенные подписью владельца (1−6-я и страница со штампом регистрации места проживания);
  • копию РНУКПН (ИНН) с подписью владельца (если не получали по религиозным убеждениям, достаточно копии страниц паспорта с отметкой об этом).

Могут просить оригинал или нотариально заверенную копию документа о госрегистрации предпринимателя. И это несмотря на то, что сейчас Госреестр юрлиц и ФЛП находится в открытом доступе.

При себе также надо иметь паспорт для удостоверения личности.

В статье «Получение ключа электронной цифровой подписи» мы подробно описали процедуру получения ключа ЭЦП в АЦСК налоговой, рассказали, какие документы надо подготовить и как их заполнять. В ней вы также можете скачать бланк заявления на получение услуг ЭЦП.

Процедура получения

Удалённо выдают ключи ЭЦП не все АЦСК, поэтому вам придётся идти туда лично или отправить представителя.

Предварительно с помощью программы «Користувач ЦСК-1» можете сгенерировать ключи электронной цифровой подписи и электронный запрос на формирование сертификата. Записать на флешку или диск и уже с ними отправиться в АЦСК. По ссылке — видеоинструкция по работе с программой, подготовленная налоговой.

Эту же процедуру можно проделать в офисе АЦСК. Сертификат сбросят на вашу флешку или диск, также вы можете скачать его на сайте АЦСК (если в заявлении согласились, чтобы его там разместили).

Если забудете пароль к ключу ЭЦП, восстановить его будет невозможно и придётся получать новый ключ.

Далее, чтобы подавать электронную отчётность надо заключить договор о признании электронных документов с налоговой. Это можно сделать в нашем сервисе «Смарт Бухгалтерия» в разделе «Отчётность».

Ниже — список АЦСК, где можно получить ключ электронной подписи, выбирайте.

АЦСК ГФС

Стоимость: бесплатно, срок действия — 2 года.

Где выдают: адреса налоговых, где можно получить ключ ЭЦП.

Сейчас получить ключи ЭЦП налоговой можно только в областных центрах и лишь в некоторых городах областного подчинения. Остальные пункты закрыты из-за сокращения штата информдепартамента ГФС.

Национальные информационные системы

Стоимость: одинакова для ФЛП и юрлиц — 96 гривен сертификат со сроком действия на два года.

Оплата: услугу надо оплатить до похода в АЦСК онлайн или через кассу банка. Счёт предварительно запросить на сайте. Если отправляетесь в АЦСК в день оплаты, помимо пакета документов лучше при себе иметь документ, подтверждающий оплату.

Где выдают: офисы АЦСК органов юстиции есть во всех областных центрах Украины.

MASTERKEY

Стоимость: пакет «Базовый» — 178 гривен. За услуги по восстановлению усиленного сертификата открытого ключа, изменению реквизитов и пр. надо платить дополнительно.

Оплата: услугу надо оплатить предварительно, до похода в АЦСК. Счёт можно запросить на сайте, заполнив данные ФЛП.

Где выдают: пункты регистрации в городах Украины. Записаться можно через электронную очередь.

Если у вас есть действующий сертификат ЭЦП, оформленный в MASTERKEY, новый можно получить удалённо, не посещая офис АЦСК.

Ключевые системы

Стоимость: для ФЛП 132 гривны в год (пакет «Лёгкий»), для юрлиц — 161 гривна (пакет «Стандартный»). Срок действия — 1 год. При повторном формировании сертификата ключа можете рассчитывать на скидку в 50%.

Оплата: предварительно до похода в АЦСК, счёт можно запросить по телефону в том представительстве, куда планируете обратиться.

Где выдают: представительства есть во всех областных центрах.

Другие АЦСК

Клиенты Digital ПУМБ получают ключи ЭЦП, которыми можно подписывать предпринимательскую отчётность. Вы можете подключиться к специальному «Смарт Бухгалтерии» и ПУМБ, для этого нужно бесплатно открыть предпринимательский счёт в Digital ПУМБ, и в дальнейшем, банковское обслуживание и пользоваться онлайн-бухгалтерией обойдётся вам всего 199 гривен в месяц.

ПриватБанк удалённо выдаёт ключи ЭЦП своим клиентам — пользователям «Приват24 для бизнеса».

В «Смарт Бухгалтерии» и «Смарт Отчётность» можно подписывать отчётность этими ключами, которые выдаёт АЦСК «Украина» (M.E.Doc). Стоимость оформления для предпринимателя на два года — 112 гривен, на год — 74 гривны. Для юрлиц — 175 гривен (срок действия ключа 2 года), 116 гривен — на год.

Безопасность

При использовании ЭЦП проявите максимальную бдительность в вопросах безопасности. Желательно не передавать ключ третьим лицам, ведь сделав это один раз, вы теряете контроль над его распространением. Если отчётность за вас подаёт бухгалтер, это должен быть человек, которому вы доверяете.

А при подозрении в краже, свяжитесь со своим АЦСК и заблокируйте ключ. Мы описали эту процедуру блокировки и отмены ключа в АЦСК ГФС.

Не рекомендуется использовать ЭЦП на чужих компьютерах, особенно, если на них не установлена антивирусная программа, т.к. вирусы могут похитить данные вашего ключа.